Диагностика и ремонт рулевого управления BMW


Управление автомобилем непосредственно связано с рулевым управлением. Это некий набор элементов, который обеспечивает передачу команд от рулевого колеса до управляемых колес автомобиля. Конструктивно рулевое управление состоит из рулевого колеса и вала рулевого управления, самого рулевого механизма и рулевой трапеции.

Остановимся подробнее на каждом их элементов. 

Рулевое колесо – некий традиционный элемент управления автомобилей, которому уже явно более 100 лет. В самой сути начиная от первых образцов и до сегодняшнего дня ничего не изменилось. Обод с двумя – четырьмя спицами, в центре ступица, через которую руль крепиться к рулевому валу. Рулевой вал выполняет две основные задачи: крепление к кузову автомобиля и соединение между собой рулевого колеса и рулевого механизма.

Несмотря на простоту и консервативность конструкции на современных автомобилях BMW это довольно сложный конструктивный элемент. В целях обеспечения безопасности рулевое колесо сделано так, что одновременно обеспечивается и прочность конструкции, и управляемя деформация при ДТП. Рулевой вал так же давно уже состоит из нескольких частей и кроме основных своих функций обеспечивает еще и травмобезопасность и возможность регулировки руля, как по высоте, так и по наклону.

Традиционно на BMW использовались два типа рулевых механизмов: рулевой редуктор с винтом и шариковой гайкой и реечное рулевое управление. До 2001 года на все BMW 5 и 7 серии ставились рулевые редуктора, после же 2001 года уже на все машины за исключением BMW Е39 с мотором V8 ставились реечные рулевые механизмы.

Рулевая трапеция – для обеспечения правильного положения колес при работе независимой подвески служит рулевая трапеция. На старых автомобилях с рулевым редуктором рулевая трапеция состояла из правой и левой рулевой тяги, центральной рулевой тяги и маятникого рычага. На современных автомобилях с реечным рулевым механизмом рулевая трапеция сильно упрощена, так как рулевая река по сути выполняет роль средней рулевой тяги и маятникого рычага. Таким образом рулевая трапеция состоит только из двух рулевых тяг. То есть по сути на современных автомобилях рулевой механизм и рулевая трапеция объединены в один узел – реечный рулевой механизм в сборе.

Особо хочется остановиться на усилителе рулевого управления. На современных BMW рулевой механизм без усилителя больше не применяется я. В основном, используется гидравлический усилитель рулевого управления, где усиление происходит за счет гидравлической жидкости подающейся под давлением. Однако, в последнее время на моделях младших серий стали устанавливаться и электрические усилители рулевого управления. 

Кроме того хочется еще отметить наличие систем активного рулевого управления и систем изменяемого усилия на рулевой колесе (Servotronic), которые в значительной мере повышают удовольствие от вождения автомобиля BMW. 

Теперь давайте рассмотрим основные неисправности рулевого управления BMW. 

В целом конструкция рулевого управления довольно надежна и первые 100000-120000 км особых проблем не вызывает. Однако нужно периодически проверять состояние резиновых пыльников рулевой рейки и шарниров. Регулярная проверка целостности пыльников рулевого управления и их замена при необходимости является гарантией долгой службы рулевого механизма.

К наиболее частым проблемам рулевого управления BMW можно отнести повышенный люфт в рулевой рейке, который возникает по причину плохого качества российских дорог. Однако надо различать допустимый люфт, который возникает уже после 20000 км пробега и люфт, который уже считается неисправностью. Основным критерием диагностики являются два фактора: отсутствие значительных посторонних звуков при движении и отсутствие повышенного суммарного люфта на рулевой колесе.

BMW для новых автомобилей не поставляет запасные части для ремонта рулевой рейки и это, как бы само собой разумеет, замену рулевого механизма в сборе. 

При покупке рейки в сборе есть вариант покупки ее по оригиналу BMW, а так же через сеть продажи запасных частей для послегарантийных автомобиле по не оригиналу, как правило ZF. Во втором случае цена может быть на 40-60% ниже при практически одинаковом качестве самого агрегата. Однако у сложных систем рулевого управления с широким использованием элементов мехатроники могут возникнуть проблемы с вводом этого агрегата в эксплуатацию (программирование – кодирование) штатными процедурами диагностическо-информационной системы.

Кроме того по сеть послегарантийного обслуживания поставляются ремкомлекты для ремонта рулевых реек BMW и есть ряд компаний, которые специализируются на ремонте рулевых реек BMW. Но нужно различать полный капитальный ремонт рулевой рейки, при котором от старой рейки остаётся только корпус и частичный ремонт, при котором меняются изношенные детали и уплотнения.


Полный капремонт рулевой рейки BMW как правило производиться в заводских условиях и полученный из такого ремонта агрегат практически не отличается от нового, в частности практически все рейки поставляемые в запасные части BMW самой компанией BMW являются восстановленными.

Вариант же с заменой только уплотнений распространен среди небольших специализированных компаний. В целом, такой ремонт дает вполне приличный результат - уже сложилась статистика ресурса таких отремонтированных агрегатов, который составляет 25-50% от ресурса нового агрегата или 30000-50000 км пробега. 

Второй по частоте неисправностью будет повышенный люфт или заклинивание карданного шарнира вала рулевого управления, который приводит к повышению суммарного люфта рулевого управления или неравномерности усилия при повороте руля. При такого рода неисправностях диагностика рулевого управления BMW, как правило, не представляет труда. Ремонт обычно заключается в замене частей рулевого вала, так как в ассортименте запчастей BMW нет крестовин кардана вала руля.

В части случаев есть возможность купить неоригинальные детали вала рулевого управления, которые по своим свойствам и надежности не будут уступать оригинальным деталям BMW. Цена, как и в случае с рулевой рейкой, будет на 40-60% ниже.

Однако при диагностике важно исключить люфт в шлицевом соединении вала руля, который устраняется регулировочной гайкой или так же заменой одной из секций вала.

Так же довольно частой неисправностью рулевого управления BMW является течи в системе гидроусилителя и снижение производительности насоса ГУР. Процедура ремонта заключается в замене неисправных деталей.


Стандартный перечень операций при диагностике рулевого управления BMW.
1) Проверить суммарный люфт рулевого управления
2) Проверить уровень жидкости и состояние в бычке гидроусилителя руля
3) Проверить состояние пыльников рулевой рейки и шаровых шарниров
4) Проверить люфты в рулевой рейке
5) Проверить течи гидравлической жидкости из системы гидроусилителя руля
6) Произвести диагностику электронных блоков систему управления.
7) Заменить выявленные неисправные детали. 

Надлежащий уход за элементами системы рулевого управления BMW позволит получать удовольствие от вождения вашего BMW весь срок службы автомобиля.

Более подробную информацию о нашей компании, проведении ремонта, диагностики и приобретения запчастей Вы можете получить в разделах: специализированный автосервис BMW и MINI - техцентр "Наука-Авто"Ремонт BMWДиагностика BMWкаталог ETK.